Хелависа: «В детстве я мечтала о том, чтобы стать кандидатом наук»

ХЕЛАВИСА: «В ДЕТСТВЕ Я МЕЧТАЛА О ТОМ, ЧТОБЫ СТАТЬ КАНДИДАТОМ НАУК»

В преддверии Рождественских концертов группы «Мельница» Хелависа посетила студию «НАШЕ РАДИО», чтобы рассказать о том, как она провела новогодние праздники, за какую футбольную команду болеет и собирается ли она учить свою дочь игре на арфе.

Как встречали Новый год, что хорошего было в эти праздники?

ХЕЛАВИСА: Нам, как только не встречалось: для начала мы на католическое Рождество ездили к родственникам мужа в Ирландию. Каждый год мы с друзьями ходим в баню, каждый год на Рождество мы обязательно едем в Ирландию. В этот год мы все поехали в Ирландию с желудочным гриппом и заразили там всех, но это было бы еще ничего, но сейчас же резкое похолодание, ледниковый период, всю Европу занесло, а Ирландия к этому оказалось вообще не готова. То есть, у них нет соли, у них нет снегоуборок, они не умеют ходить по ледяным дорогам, они не умеют водить по ледяным дорогам. У них нет зимней резины, и в итоге мы в основном тихо сидели у камина с ребенком, смотрели мультики по телевизору всю неделю. Среди полей, занесенных.

Хорошо, это католическое Рождество. Потом самый главный праздник нашей страны – Новый Год.

ХЕЛАВИСА: На Новый Год мы были в Женеве.

Вы же в Женеве тоже довольно часто бываете?

ХЕЛАВИСА: Бываем, потому, что муж был дежурный по апрелю, то есть дежурный по посольству, значит, если какой-нибудь Ирландец там потерял паспорт, ему бы пришлось этим заниматься. Но, слава Богу, ничего такого не произошло, поэтому мы смогли поехать на лыжиках покататься.

Были ли за праздники какие-то культурные впечатления, ходили ли в музей, в кино?

ХЕЛАВИСА: Мы сходили на шоу Запашных. Нам очень понравилось. Если у меня были какие-то вопросы в прошлом году к «Камелоту», то «Садко» мне очень понравился.

Хотелось бы поговорить о сольном концерте, где абсолютным сюрпризом для слушателей, для зрителей был дуэт с Ютой, всех удивили.

ХЕЛАВИСА: Это был отличный момент, потому что когда Аня вышла к роялю, сначала Сережа Заславский, наш флейтист, сел за рояль, было видно, что люди в зале очень удивились, а когда вышла Аня, то их просто вдавило в кресло, конечно. И это было очень приятно. Мы некоторое время хотели что-то спеть друг с другом, на самом деле, достаточно давно и когда я стала придумывать сольный концерт, у меня был карт-бланш: я могла делать все, что захочу в этом зале: мы построили эту сумасшедшую двухэтажную сцену, и я приглашала своих друзей в качестве гостей на концерт. И я позвонила Ане и сказала: «Хочешь попеть джаз?». «Хочу». И мы решили попеть джаз. Мы сделали несколько репетиций. Аня замечательная: с ней очень комфортно работать. Я очень люблю работать с профессионалами, то есть с людьми, которые приходят на репетицию абсолютно, стопроцентно подготовленными, прекрасно знающими, что они собираются в этой песне спеть или сыграть. И мы втроем с Сережей и Ютой слепили эти два классических джазовых трека: «The Man I Love» и «Lilac Wine». Настолько хорошо пошло, что мы теперь думаем, нам надо какую-нибудь песню написать, записать ее вместе и бисайдом записать «Lilac Wine».

Можно надеяться, что Ваше такое спонтанное творчество совместное будет иметь какое-то продолжение?

ХЕЛАВИСА: Я думаю, что оно будет иметь, потому что нам обеим очень понравилось, и мы очень хорошо вместе прозвучали. Очень трудно же составить дуэт, особенно дуэт двух женщин с достаточно более-менее близким диапазоном и манерой. Именно, чтобы голоса не были слишком похожи, чтобы не сливались, чтобы вкладывались друг в друга, как Инь-Янь такой. Это действительно очень сложно с точки зрения обертонажа, чтобы все так совпало и попало. И у нас совпало. Так что надо как-то продолжать.

А вообще ощущения от этого сольного концерта – все ли понравилось? Может, хотелось лучше, по-другому?

ХЕЛАВИСА: Мне кажется, честно говоря, у нас в этом году, в плане концертов год был очень продуктивным: у нас была презентация «Диких трав» в «Олимпийском», у нас был совместный концерт с MOYA BRENNAN в Смольном соборе, у нас были всякие «Б1», понятное дело, «НАШЕСТВИЕ», «Folk-rock day» – много было хороших интересных концертов на разных площадках. Я считаю, презентация «Леопарда в городе» в Доме Музыки – это был лучший из наших концертов, из моих лично концертов, за этот год. По этому концерту у меня нет даже по прошествии времени, нет никаких замечаний, то есть я все вспоминаю с огромным удовольствием, и, надо сказать, когда я уезжала оттуда, мне тетеньки администраторши сказали: «Приходите еще, нам так понравилась арфа». Так что я думаю, мы постараемся туда еще вернуться именно с сольной программой – не с «Мельницей», а с сольной программой, джаз какой-нибудь сделаем, пригласим еще каких-нибудь интересных музыкантов, мне кажется это очень перспективная штука.

Это же был первый опыт в Доме Музыки, именно на этой площадке? Как ощущения? Потому что многие артисты говорят, что довольно непростая площадка для исполнения.

ХЕЛАВИСА: Да, я читала как-то интервью с Андреем Романовым, и он говорит: «Фу-фу-фу, какой ужасный зал!». И, буквально после этого, я пришла в Дом Музыки на отстройку и мы стали работать, мне очень понравилось: мне было исключительно комфортно. Конечно, очень комфортно работать в зале, где в каждой гримерке стоит фортепиано «Steinway», это добавляет сибаритства. По звуку все было чрезвычайно комфортно. И в зале, люди сказали, было комфортно по звуку, даже на балконах, то есть в любом углу зала все им было хорошо слышно. И, конечно, очень большой показатель, то, что у нас не было никаких проблем с подзвучкой акустических инструментов, потому что вся фишка этого концерта была в том, что там использовалась и электрическая арфа, и акустическая арфа; и электрическая виолончель, и акустическая виолончель. Именно поэтому мы построили двухэтажную сцену, где на одном уровне стояли деревяшки с огромными резонаторами, а на другом уровне стояли электрические инструменты. И это очень большой показатель того, насколько качественный звук в зале, то, что у нас не было проблем с какими-либо отлетами и с подзвучкой акустических инструментов.

Что происходит с клипами группы «Мельница»? То есть разговоры идут, а клипы не происходят. Почему?

ХЕЛАВИСА: Мы что-то как-то никак не найдем вот ту песню, именно ту, которая не только всем хороша, всем нравится, но и чтобы совсем – выстрел и все снесла и под которую стоило бы снимать клип. Потому, что все время нам находится, что еще делать, кроме того, как тратить деньги и время на съемки клипа. Мы все время: «А давайте вот новый материал там покопаемся, сядем в студию, а давайте мы еще вот это сделаем, а давайте мы старые аранжировочки почистим». То есть все время как-то мы чем-то другим занимаемся.

Интересно, есть ли у вас какое-то видение того, в каком жанре примерно должен быть этот клип? Традиционно можно себе представить, что клип на песню группы «Мельница» – это должна быть какая-то история, и, наверняка, какая-нибудь фэнтези история.

ХЕЛАВИСА: Да, я думаю, что это, конечно, должна быть фэнтези история, желательно снятая Питером Джексоном, желательно в Новой Зеландии, причем так, побрутальнее. Там классные пейзажи. Я была, кстати, в тех местах, где снимали, и там экскурсии делаются, причем, можно было вообще пойти в конный поход по тому, что снят Рохан: все эти места на южном острове, конечно, там безумно красиво. И я была вот этот ферт, где были сняты последние сцены фильма… Серебристая гавань, эти совершенно чудесные зеленые отвесные склоны, все там так и есть. То есть там никакого, как это в кино называется, никакого «Photoshop’а» там нет.

Расскажите, пожалуйста, чем был обусловлен выбор песни для проекта «СОЛЬ», каким образом записывалось, как ощущения от сделанной работы?

ХЕЛАВИСА: Песня была в первую очередь выбрана, то есть я посмотрела на список, который мне прислали, причем мне сказали: «Вот это уже выбрали вот эти, вот это уже выбрали вот эти» – и вообще на самом деле осталось очень мало. Я посмотрела на то, что осталось, и сразу поняла, что как-то вот единственная песня, которая у меня более-менее вызывает отклик и как-то впета – это «Окрасился месяц багрянцем», потому что почему-то я очень ее любила в детстве, и я как раз рассказывала уже, что я шила на машинке, я вообще очень люблю шить, особенно на ножной машинке, потому что сидишь, методично качаешь эту педаль ногами, и поешь! И я пела в частности «Окрасился месяц багрянцем». Я пришла к своим ребятам, сказала: «Парни, будем делать такую песню». Они были в ужасе, конечно. Потому, что никто не понимал вообще как это делать, сказали: «Может быть, ты просто споешь это под одну арфу?». Я сказала: «Ну, нет, я как-то не готова. Давайте все-таки попробуем сделать аранжировку». И потом возникла идея: «Давайте вообще, ну как бы совсем сделаем что-то дурацкое и возьмем какую-нибудь из наших песен, и на мотив из наших песен споем этот текст. Это была такая вот дурацкая идея, но в итоге она спровоцировала правильное течение мыслей, то есть мы взяли исконную мелодию, и ее перегармонизировали. Мы просто сделали совершенно другие аккорды, и в итоге вышло, что вышло. В итоге родился типичный «мельничный» арфово-флейтовый проигрыш, потом внезапно, когда мы стали это писать в студии, так всегда происходит: мы вроде готовим – готовим, а потом в студии начинаются эксперименты. Внезапно всплыл терменвокс, на котором сыграл наш мультиинструменталист Сергей Заславский, и теперь в песне есть терменвокс, тоже такой новый инструмент в нашем парке, в группе «Мельница». И в общей сложности мы вполне довольны результатом, другое дело, что для того, чтобы исполнять это дело на концертах, нам придется еще некоторое время потрудиться, для того, чтобы теперь изобразить концертную аранжировку.

Хотели бы Вы еще какие-нибудь народные песни исполнить в стиле мильенс?

ХЕЛАВИСА: Что касается народных песен – есть некоторое количество интересных песен, которые можно было бы спеть, просто надо придумать, что за проект это может быть. Есть люди, которые исполняют народные песни: есть в первую очередь Пелагея. И, понятное дело, никому наступать на мозоли и на пятки мы не хотим. Есть Инна Желанная, которая последнее время очень сильно и очень интересно занимается народной музыкой. Есть еще масса народу. То есть у нас все-таки группа, которая играет в первую очередь свой авторский материал, но если вдруг, я не знаю, меня спросят: «Наташа, не хочешь ли ты спеть песню «Летят утки» под ирландскую арфу?», я с удовольствием спою песню «Летят утки» под ирландскую арфу.

О чем Вы мечтали, когда были юным неоперившемся подростком? Лет этак в двенадцать-четырнадцать.

ХЕЛАВИСА: Я мечтала о том, чтобы стать кандидатом наук. Я была очень серьезная.

То есть никаких плохих компаний, никаких гулянок, дискотек? Ничего такого не было?

ХЕЛАВИСА: Нет. За книжками, за фортепиано.

Смотрите ли вы футбол? Есть какие-то команды, за которые вы болеете?

ХЕЛАВИСА: Я смотрю очень специфический футбол, я смотрю народный ирландский футбол. Болею за команду графство Керри, откуда родом мой муж.

Будете ли вы учить дочку Нину играть на арфе?

ХЕЛАВИСА: Конечно. Она уже очень интересуется арфой и она регулярно залезает ко мне на колени, когда я играю, и она мне вилки переставляет, то есть меняет знаки – очень интересно получается.

Слушаете ли вы свою группу во время, свободное от концертов и выступлений?

ХЕЛАВИСА: Нет. Я никогда не слушаю собственную музыку для удовольствия. Я всегда это слушаю с рабочей точки зрения: «А вот тут я чуть-чуть недотянула, а вот здесь хорошо, тут нужно было чуть-чуть по-другому свести». Своя собственная музыка удовольствием для прослушивания никогда не является.

Были ли у Вас в юности любимые книга и фильм? Какие книги или фильмы произвели наибольшее впечатление на последние лет пять?

ХЕЛАВИСА: В юности мой любимый фильм был «В бой идут одни старики», да, собственно, как и сейчас. А что касается книг, у меня сейчас такой период, я читаю и перечитываю Переса-Реверте. Я его очень люблю и отношусь к нему с огромным почтением и как к писателю, и как к журналисту. Я купила очередную новую книжку «День гнева» о восстании в Мадриде 2 мая 1808 года, против Наполеона, и я прямо плакала над книжкой, так было жалко. Он (Перес-Реверте прим.) взял имена людей, которые погибли или были ранены на улицах Мадрида в этот день из архива и всех их сделал персонажами своей книжки. Очень рекомендую.

Скажите, а часто бывает, что искусство производит такое сильно впечатление, что аж до слез?

ХЕЛАВИСА: Да сплошь и рядом. Прекрасное пленяет навсегда. Главное найти что-то свое, найти определенную картину, которую ты смотришь, и мороз по позвоночнику, и слезы на глазах. Бывает такое, когда какой-то вид искусства попадает в резонанс с тобой настолько, что буквально физически больно. Картина Эль Греко «Вид города Толедо» производит на меня такое впечатление или «Охотники на снегу» Брейгеля, просто я дурею, когда это вижу.

Лента в волосах, это какой-то символ или может это имеет какой-то смысл, или в этом нет ничего особенного?

ХЕЛАВИСА: Интересный вопрос. Да собственно ничего особенного в этом нет. Но с другой стороны, понимаете, лента – это в любом случае является неким символом. Это ткань – это что-то связывающее, это чисто женская атрибутика, и в данном случае, лента в волосах – это послание любви, поэтому, в данном случае, я позволю себе процитировать Толкиена: «У эльфа и ветра не спрашивай совета, скажет он в ответ, что да, а то и нет».

А не планируете ли еще детишек?

ХЕЛАВИСА: Планируем. Надо как-то над этим поработать, мне муж сказал: «Давай еще одного заведем!». Я говорю: «Джеймс, как ты себе представляешь, логистику того, как мы будем жить?». «Очень просто: ты будешь заниматься младенцем, а я буду играть с Нинкой. Она такая веселая, мне так нравится с ней». И я думаю, что, видимо, да, надо по второму.

В интервью использованы фрагменты беседы Хелависы в эфире с Вахтангом Махарадзе от 13 января.
Над материалом работал Владимир Антипов.

http://www.nashe.ru

Рекомендуем посмотреть:

Интервью с Ильей Чертом: Философ с чувством юмора
постфактум: ВАЛЕНТИН СТРЫКАЛО в клубе Зал Ожидания
Kasabian без гитар
НАШЕСТВИЕ 2014. 1-й хедлайнер фестиваля
17/11 De-Phazz

Тоже интересно:

  1. видео: ХЕЛАВИСА, Зал Ожидания, 21.03.2010
  2. фото: МЕЛЬНИЦА в Авроре 16.01.2011
  3. постфактум: Она вернулась! Хелависа в клубе «Космонавт» 30/09
  4. видео: Хелависа. Сольник в клубе Космонавт 30/9/11
  5. видео: МЕЛЬНИЦА в ЦКЗ Аврора

Твой комментарий:

— required *