В будущее возьмут не всех. Илья и Эмилия Кабаковы

 

Илья и Эмилия Кабаковы – создатели жанра «тотальной инсталляции» и авторы, вошедшие в число наиболее прославленных современных международных художников.

Илья Кабаков – крупнейшая фигура московского концептуализма, представитель позднего поколения советских художников, завоевавший мировое признание в области искусства. Кабаков знаменит конструированием нового жанра – тотальной инсталляции, где произведением является не отдельный объект, а целостное единое пространство, в которое попадает зритель. В своих работах творческий союз Ильи и Эмилии Кабаковых мифологизирует рутинную, будничную, коммунальную жизнь СССР, герои их произведений – уязвимые романтики и забытые художники-мечтатели, живущие в прозаичных условиях советского быта. Выставка-ретроспектива призвана продемонстрировать становление творческого метода автора и его эволюцию на примере инсталляций, архитектурных моделей, произведений живописи и графики. Этот масштабный проект – результат сотрудничества Государственного Эрмитажа, Третьяковской Галереи и Галереи Тейт, Лондон, и включает более 100 произведений из художественных музеев и частных коллекций России, Европы и США.

 

М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, отметил на открытии выставки: «Сегодня у нас праздник – к нам вернулись Кабаковы. Мы очень рады: известно, что возвращение Кабаковых в России произошло через Эрмитаж. Мы открываем большую ретроспективу, которая стала результатом международного сотрудничества с Галереей Тейт и Третьяковской галереей, Санкт-Петербург-Москва-Лондон, и таким образом мы нивелируем иногда озвучиваемую разницу между Петербургом и Москвой. Сегодня мы показываем громадный лабиринт в городе Даниила Хармса. Громадные залы Главного штаба участвуют в пространстве выставки. Посетители будут смотреть и медленно читать тексты, а другие посетители будут стоять в очереди – книги нужно читать медленно. Сегодня я с восторгом получил письмо о том, что Международный экономический форум организует дискуссию под названием «В будущее возьмут не всех». Я благодарю всех, кто сделал эту выставку возможной».

 

Эмилия Кабакова, присутствовавшая на торжественной церемонии открытия в Главном штабе, подчеркнула: «Илья очень счастлив, так как выставка получилась потрясающей. Для нас огромная честь быть в Эрмитаже. Очень мало музеев, которые так показывают современное искусство. Если тебе повезет, то тебя возьмут в будущее и ты выставишься в Эрмитаже».

 

Илья Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске. В 1943 году, во время эвакуации в Самарканд, поступил в Художественную школу Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина; после войны учился в Московской средней художественной школе, с 1951 года – студент Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств (окончил в 1957 году). С 1955 по 1987 год зарабатывал на жизнь иллюстрацией детских книг, сотрудничал с издательством «Детгиз», журналами «Малыш», «Мурзилка» и «Веселые картинки».

 

В те же годы создал свои первые неофициальные графические серии, работал над концептуальными альбомами, герои которых – оторванные от реальности, страдающие от различных иллюзий «персонажи». В 1987 году, благодаря гранту «Graz Kunstverein» австрийского министерства культуры, Кабаков впервые получил возможность выехать за границу. В 1988 году он переехал в Нью-Йорк, где встретил Эмилию Леках, которая вскоре стала его супругой.

 

Эмилия Кабакова родилась в 1945 году в Днепропетровске. Училась в Иркутском музыкальном училище и закончила Днепропетровскую консерваторию по классу фортепиано, затем четыре курса факультета иностранных языков МГУ по отделению испанского языка. В 1973 году эмигрировала в США. С конца 1980-х годов работает вместе с Ильей Кабаковым; в 1992 году художники поженились.

 

«В будущее возьмут не всех» – эссе Ильи Кабакова, вышедшее в 1983 году в парижском журнале неофициального русского искусства «А–Я». В тексте Кабаков размышляет о харизматичной роли Казимира Малевича, увлекшего за собой в будущее целое поколение русских художников, и вспоминает о своем личном опыте – о художественной школе, где детей с лучшей успеваемостью награждали поездкой в пионерский лагерь, а отстающих лишали любого шанса на творческую реализацию в будущем. Эссе завершается размышлением о том, что ровно так же современность записывает в историю искусства имена одних художников, а других предает забвению.

 

В одноименной инсталляции (2001) поезд, отбывающий от платформы, увозит тех, кому посчастливилось стать частью будущего. А брошенные на перроне работы напоминают о тех, кто остался, забыт и уже не попадет в будущее. В то время как мир одержим соответствием настоящему моменту, Кабаков задается вопросом, что станет с искусством в будущем? Требование жить сегодняшним днем в сознании современного человека заглушает тревогу о дальнейшей судьбе искусства. Каждый по-своему решает дилемму что важнее: чтобы твои достижения поняли и оценили сегодня, или чтобы они нашли себе место в завтрашнем миропорядке.

 

Кураторы выставки – Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, и Натела Тетруашвили, научный сотрудник Отдела современного искусства. Выставка проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков. Молодёжным центром Государственного Эрмитажа (заведующая –   С.В. Кудрявцева) к выставке подготовлена обширная образовательная программа, включающая интеллектуальный марафон, цикл лекций, мастер-классы и дискуссии.

 

Выставку сопровождает научный, иллюстрированный каталог под редакцией Джулиет Бингэм, куратора международного искусства Тейт Модерн, Лондон (Издательство Третьяковской галереи, Москва, 2018). Авторы статей: Джулиет Бингэм, Роберт Сторр, Мэтью Джексон, Борис Гройс, Кейт Фаул, Род Менгэм, Дмитрий Озерков, Кэти Ван.

 

Дизайн выставки – Андрей Шелютто, Ирина Чекмарёва, Тимофей Журавлев.

 

М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, в предисловии к каталогу выставки отметил: «Эрмитаж очень рад приветствовать своих старых и верных друзей. Илья и Эмилия Кабаковы не раз выставлялись в Эрмитаже, в 2004 году  был  «Случай в музее и другие инсталляции», а в 2014 году «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы». В Эрмитаже есть Зал Кабаковых, где представлены, в частности, две знаменитые инсталляции «Шкаф» и «Туалет». А «Красный вагон», щедрый дар художников, является знаковой составляющей постоянной экспозиции в Главном штабе. Приятно, что именно творчество Кабаковых дало возможность создать совместную выставку трем знаменитым музеям – Галерее Тейт, Третьяковской галерее и Государственному Эрмитажу».

 

В 2004 году в Главном штабе с успехом прошла первая большая выставка работ Кабаковых в России «Илья и Эмилия Кабаковы. «Случай в музее и другие инсталляции»», знаменующая возвращение художников на родину после их отъезда за рубеж в 1988 году. Выставка была организована Государственным Эрмитажем совместно с Музеем Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, и «Stella Art Gallery», Москва. В 2013 году в рамках перекрестного года России в Голландии и Голландии в России в Зимнем дворце была представлена выставка «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы», подготовленная Государственным Эрмитажем в сотрудничестве с музеем Ван Аббе, Эйндховен, Нидерланды.

 

«Выставка “В будущее возьмут не всех” в Государственном Эрмитаже –  первая в России полноценная ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых. Для ФСК ЕЭС важно участие в этом проекте, поскольку он дает возможность российскому зрителю познакомиться с творчеством одних из лучших мастеров современного искусства, в том числе с работами, которые хранятся за рубежом и в частных коллекциях», – сказал председатель правления ФСК ЕЭС Андрей Муров.

 

Выставка с большим успехом прошла в Тейт Модерн, Лондон. По окончании работы в Государственном Эрмитаже выставка будет представлена в Третьяковской галерее, Москва (6 сентября 2018 года – 13 января 2019 года).

Твой комментарий:

— required *