Меня всегда завораживали барабаны. Казалось бы – бочка с мембраной – стучи себе и стучи. Но стоит прикоснуться к мембране руке человека, желающего выплеснуть в мир свои чувства, желания, мысли, как ритм может вызвать и у музыканта и у слушателя абсолютно любое состояние: от транса и страсти, до ненависти и стремления к смерти.
Конечно, мастерство важно всегда, но игра на барабанах – это тот случай, когда знания – это необходимый минимум. Ключевое слово здесь – минимум. Только овладев знаниями, мастерством игры, нельзя создать истинную мелодию, мистический ритм.
Барабаны – дети Африки. Там барабан не просто источник музыки. Он представляет собой средство разговора, а в некоторых случаях лекарство. С помощью ритмичных постукиваний достигается не только погружение в транс, но и управление им. Здесь не обойдёшься только знаниями, тут нужна мудрость, энергетика шамана.
Барабан – это ритм. Ритм – это жизнь. Всё в жизни подчинено ритму – биение сердца, движение, смена дня и ночи, приливы и отливы…. Барабан – это жизнь. А то, что ассоциируется с жизнью, может нести смерть. Не советую повторять на практике, но у шаманов считается, что если достичь состояния, при котором ритм барабана совпадёт с ритмом сердца, и резко остановить игру, то человек упадёт замертво. Ритм действительно оказывает сильнейшее влияние на мозг человека. Сложнейшее многоголосие, которое часто сопровождают игру на барабанах в Африке, и полиритмия могут породить невероятный эффект: вызвать сильнейшее возбуждение, галлюцинации, состояние транса. Не напрасно в представлении многих африканцев, именно на музыке, песне и танце держится весь мир.
Вы думаете, я первая, кто обожествляет барабанщиков? Ан-нет! «Сначала бог создал Барабанщика, Охотника и Кузнеца»,- гласит предание одного из крупнейших племен Западной Африки. Барабанщик в Западной Африке – лицо важное, и во многих племенах у него нет больше никаких обязанностей. Кроме того, барабан – первый телеграф! Информация передавалась на огромные расстояния посредством барабанного стука! А, как известно, кто владеет информацией, владеет миром, а значит, от мастерства барабанщика зависело очень многое. Для примера: событием, которое произвело сильное впечатление на умы африканцев, была смерть Великой Белой Королевы. Сообщение о смерти королевы Виктории сразу передали по телеграфу в Западную Африку. Но вглубь материка, где телеграфа тогда не было, эту весть передали искусные барабанщики. Многие должностные лица узнавали об этом событии от своих слуг за несколько дней и даже недель до того, как поступило официальное сообщение. По такому же принципу использовался барабан задолго до изобретения телеграфа.
Средняя слышимость барабанных сигналов лежит в пределах восьми километров днем и одиннадцати ночью. Потоки горячего воздуха ухудшают слышимость, и, если барабанщику нужно передать новости на значительное расстояние, он должен делать это ночью или на рассвете. При этом барабанный бой вовсе не африканская азбука Морзе. Барабан воспроизводит гласные и согласные звуки, ударения и паузы. Это по сути дела музыкальный язык. Обычные фразы превращаются в музыкальные такты. По сравнению с языком барабанов азбука Морзе совсем примитивна. Барабанные ритмы – это лингвистическая музыка.
Барабан – не просто инструмент. Он един с его владельцем. Считается, что когда барабанщик умирает, его душа переселяется в барабан. Сохранилось много легенд о барабанах Африки. Некоторые из них гласят, что большие барабаны окропляли кровью человеческой жертвы, потому как он не сможет звучать должным образом, пока не услышит предсмертный человеческий крик. А вождь одного племени так гордился сделанным ему на заказ огромным барабаном, что принес в жертву мастера, который его сделал. Чтобы тот больше никогда не смог повторить свое творение. Вообще, в те вещи, которые делает сам человек, переходит часть его души. Это передача силы, энергии. Если играете барабанными палочками, то их можно сделать самому. Ритм, музыка, которую человек будет играть этими палочками, будет особенной. Хотя я за это и полюбила джембе – играть руками, общаться с барабаном без «посредников». =)
Кстати, легенда северо-американских индейцев племени Атоми гласит: Когда 8 тысяч барабанщиков соберутся вместе и застучат в там-тамы, пульс Планеты гармонизируется, и народы Земли будут жить в мире и согласии.
А Индейцы считают, что сам барабан – это вся Вселенная, а его размеренный сильный бой – это пульс сердца, бьющегося в ее центре. С помощью ритмов барабанов Пау-Вау индейцы обозначают свои связи с Землей. Говорят: «Покуда слышен бой барабана, земля не умрет»
Так что, уважаемые барабанщики, на нас лежит огромная ответственность не только за сохранение мудрости, глубины игры на ударных инструментах и, вероятно, за «мир во всём Мире»! =))
Автор: Олеся С. Лось