- Приятно с Вами познакомиться, Илья!
Нечасто приходится произносить это «приятно», вкладывая в него, как сейчас, действительно максимум возможного удовольствия, получаемого от общения с человеком. И хотя официальным поводом для встречи послужила запись нового сольного альбома Ильи Чёрта «Снежная Повесть», разговор затронул самые разные темы: о смысле жизни и о политике, о Боге и о рок-музыке, о судьбе и о новом альбоме, о поклонниках и об опыте прошлой жизни…
А какое место располагает к активному общению больше, чем кухня? У советских людей вообще к кухням отношение особенное, да и разговор за чашечкой чая клеится как-то веселее. Итак, кухня одной московской квартиры, за окном первые зимние деньки и яркое солнце.
- Сначала позвольте Вас поздравить с записью нового сольного альбома. Каждый Ваш альбом как отдельная книга – цельная, логичная, объединена одним настроением. А каким получился этот альбом? О чём эта книга?
- Я попытался описать зиму как живое существо. На Руси каждое время года, каждую вещь наделяли своим духом. Это отражается и в сказках. Я представил себе зиму как живое существо, но не как человека, а именно как мистические существо. У неё свой характер, перемены настроения, она такая странная, непонятная, вся сделана из снежинок, льдинок… Весь альбом рассказывает о ней как о личности. Естественно не впрямую, а через настроение песен. Зима бывает разная: бывает добрая, а может быть и очень злой…
- Душа у зимы, наверное, самая агрессивная, самая холодная…
- Я думаю, что она самая одинокая. Мне зима напоминает Морру. Знаете, было такое существо из сказки про Муми Троллей. Она всех морозила. И поэтому с ней никто не общался, хотя она не была злая, в общем-то! Она просто от природы такая. И не хотела всех морозить, просто обижалась, что она такая одинокая, что с ней никто не общается. Мне кажется, зима такая же. Все говорят: «Ой, зима, фууу! Снег, холодно, противно, птички мёрзнут, звери все спать ложатся». И никто не хочет с ней, с зимой, общаться. Ну, за редким исключением, когда в снежки поиграть, на санках покататься.
-Но ведь ещё чудес ждут?
- Чудес ждут советские граждане под Новый год. (смеётся) Деда Мороза ждут.
-А Вы в Деда Мороза верите?
-Я думаю, что он есть. Но для меня он есть нечто такое, связанное с личностью зимы. Я не думаю, что это какой-то конкретный дядя с бородой (смеётся), по-моему, мороз, как явление, тоже является личностью. Наверняка и с ним можно о чём-то разговаривать.
-Как появляются тексты песен? Это спонтанный или осознанный процесс, упорядоченный? Может, садитесь за стол и думаете: «Надо создать!»
-Я периодически так делаю. Сажусь и думаю, что надо песню написать, но ещё ни разу так это не получалось (смеётся). Правда, я старался.
-То есть всё спонтанно?
-Обычно они приходят в голову тогда, когда совсем не хочется.
-И негде записать…
-Да! Бывает так: устал…завалился спать… всё уже, засыпаешь… уже тепло.. согрелся, расслабился… и тут раз! Что-то в голову начинает приходить! И ты понимаешь, что сейчас надо из-под одеяла вылезать, опять топать по холодному полу за бумагой с ручкой, а пока ты дотопаешь, половина забудется, и ты думаешь, да ну его! Засыпаешь и, конечно, наутро уже ничего не помнишь. Поэтому надо заставлять себя записывать то, что приходит в голову.
-А на чём самом необычном записывали тексты?
-Записывал на фотографиях, на обложках журналов, на туалетной бумаге записывал (смеётся). На чём попало! Но самый интересный случай был, когда мы отдыхали в Лазаревском и просто валялись на пляже. А там большие-большие такие плоские камни. И я реально придумал песню! Вот просто четверостишия в уме складываются! Думаю, надо записать, а то ведь забуду! А ни бумаги, ни ручки под рукой нет. И я взял маленький камешек и написал им на этих плоских камнях эдакий «скрижаль», и потом с этими двумя камнями я как Моисей шёл с пляжа до съёмной квартиры, чтобы это всё переписать на бумагу.
- А что это была за песня?
- Если я не ошибаюсь, это была «Кали Юга».
- Можно выпустить фотоальбом с фотографиями, где какая песня была записана.
- Мы с фан-клубом как раз работаем над такой идеей – планируем сделать к 15-летию «Пилота» диск с 5 000 фотографий группы. Самых разных: из детства, с домашних тусовок – всё вперемешку. И такие фотографии, с текстами песен, тоже включить. Там же будут фото фанов и всяких разных штук, сделанных их руками.
-Какие ещё проекты планируется осуществить к 15-летию группы?
-Вообще, конечно, нам хотелось бы основную часть идеи взвалить на фан-клубы, не потому что нам лень думать, а потому что мы хотим дать им возможность творчески проявить себя. Они много лет были рядом с нами, помогали нам. И, в конце концов, мы подумали, что обычно группа всё делает, а фан-клуб просто на подхвате. А мы хотим наоборот – пусть они сделают праздник сами, как они это представляют, как захотят. Они будут думать, например, над оформлением сцены, над построением программы.
-Вы как-то говорили про фильм о своих фанатах. Он на каком этапе?
-Ну, по поводу фильма – это только идея. Но для наших поклонников мы хотели сделать подарок к 15-летию группы. Мы хотим… (тут я должна прервать речь Ильи. Согласитесь, подарок особо приятен, когда он неожиданный. Поэтому, секрет мы пока не откроем, наберитесь терпения).
-Вернёмся к песням. Важно ли Вам, чтобы слушатели слышали смысл, который Вы сами вкладываете в написанные тексты? Или достаточно просто затронуть душу человека, мысли, вызвать индивидуальные ассоциации, заставить думать над ними?
-По-разному, по правде говоря. Есть песни, которые направленны на передачу какой-то конкретной информации, которую хочется, чтобы человек воспринял. А иногда песня пишется как передача ощущения.
-А есть песня, которая изменила Вас? Не обязательно Ваша…
-Таких песен много…
-Это песня, которая именно Вас изменила или песня, которая сопутствовала какому-то переломному этапу в Вашей жизни?
-Ну, и такое тоже. Скажем, например, что для меня целый период жизни очень хороший, светлый, один из самых волшебных периодов, связан с альбомом «Актриса Весна» DDT. И для меня до их пор DDT это альбом «Актриса Весна». Я не могу воспринимать на полную катушку творчество этой группы, хотя мне очень нравится и Юрий Шевчук, и его позиция. Он великолепный поэт. Буквально последний концерт, на который я ходил, это концерт DDT. Тем не менее, «Актриса Весна» – это альбом, под который я жил.
-Вы сказали про DDT. У них достаточно социально\политически активные песни. А Ваше отношение к политике? Насколько рок может быть вязан с политикой?
- Мне кажется, рок-музыка – это просто инструмент, с помощью которого можно делать всё, что угодно. Деньги, например, тоже инструмент. С помощью них можно в казино играть, а можно больницы для детей строить. Это как лопата или отвёртка. И рок-музыка точно также. Она может развлекать людей, свадьба-похороны, свадьба-похороны. А может нести какую-то информацию, либо делать людей злыми, агрессивными. Или – наоборот, как группа «Чайф», нести свет и добро, и этим помогать людям жить.
Рок с политикой напрямую никак не связан. Просто можно использовать рок для того, чтобы говорить что-то о политике. Я, как и большинство людей, чётко могу сказать, что мне не нравится, но если меня спросят какие у вас встречные предложения – вот тут мне придётся немного замяться.
-Ну, Бог с ней с этой политикой, они и без нас разберутся. В одном из своих интервью Вы сказали, что «есть те, кто стремиться изменить мир к лучшему и именно они остаются в сердцах людей надолго». Стремитесь ли Вы изменить мир? У Вас получается изменить мир вокруг себя? Может, изменить жизни других людей?
-Ну, поменял или не поменял – это надо не меня спрашивать, а людей, которые слушают группу.
- Может, Вам пишут об этом?
-Пишут. Мне кажется, что жизнь человека идёт ведь какими-то периодами. То есть иногда человек прозревает, а потом он обратно в невежество впадает. Я считаю, что человек изменяет свою жизнь, когда он повышает уровень осознанности в себе. То есть кардинально меняет уровень своего мировоззрения. Вот это я понимаю, что человек изменил свою жизнь. А не временно сказал: «Меня так вперла Ваша песня, я теперь всё понял, а через месяц забуду. То есть временные всплески меня не очень вдохновляют. Но иногда действительно бывают люди, которые пересматривают свою жизнь. И, конечно, когда мне пишут письма и спрашивают, например, для чего мне учиться или работать, я говорю, что есть, наверное, одна цель – спасти, изменить мир к лучшему. По-моему, это единственная цель, ради которой стоит что-то делать в этой жизни. Всё остальное проходящее.
-Один человек может что-то изменить? Один в поле воин?
-Конечно! Но если он не один (смеётся). У нас даже в песне есть такая фраза: «Один в поле воин. Если учесть, что небо с тобою, небо там, где ты есть». Да, если человек живёт в согласии со вселенной, если он разумен, осознан, если он понимает свою цель, ради чего и кому он служит, если он чувствует Бога в своём сердце, то да, он уже никогда не будет один.
- По-Вашему, какова цель жизни человека? У всех ли людей есть предназначение? Не то, которое они сами себе придумали, а цель, данная свыше.
-Конечно. Мало того, конечная истинная цель у всех существ одна и та же. Потому что мы одно и то же. Просто в разные пальто одеты. А на самом деле все мы актёры. Даже, наверное, куклы, как очень правильно сказал Андрей Макаревич. А вот кукловод, который нами играет, Он один.
- И какая единая цель у всех? Если её можно сформулировать.
- Проявлять любовь и быть счастливыми. Проявлять на опыте.
- Понятно, не на словах, а на деле.
- Да, действиями. Мне часто приходится говорить, когда речь заходит о каком-то общении со вселенной, что вы поймите, Бог не слышит слов, Бог понимает только язык действий. То есть ты можешь говорить Ему всё, что угодно, Его уши глухи. Но Он всегда смотрит на твои дела, на то, что ты делаешь, на результаты твоих действий. Вот этим ты можешь с Ним разговаривать, и Он начнёт отвечать тебе.
- А мысли Он слышит?
Да, безусловно. Но дело, наверное, даже не в мыслях, а в изначальной мотивации. Мой учитель очень хорошо сказал такую фразу: «Карма (или, если по-русски, судьба) зарождается в уме». Не в том, что ты делаешь, не в поступках, а в том, ради кого, ради чего ты это делаешь. Бог слышит мотив в твоём сердце. Не надо судить о человеке по тому, что он делает, нужно знать, ради чего он это делает. Потому что именно это определяет судьбу человека.
- Вы философ с чувством юмора. Скажите, что в будничной жизни помогает справиться с неурядицами: философия или юмор?
- Наверное, это одно и то же, честно говоря. Мне всегда казалось, что человек, который поистине понял жизнь, никогда не будет мрачным. Он всегда будет смотреть на жизнь с улыбкой. По-настоящему мудрый человек, он смеётся и старается сделать жизнь других людей тоже весёлой и радостной. И даже нет смысла жить по-другому. Вот и всё.
-Не смотрит на мир с пессимизмом, не верит в конец света в 2012 году…
-Ну как может быть конец света? Если свет – это всё то, что есть. В этом и заключается мудрость, если человек понимает, что такое мир и что такое он сам, то он осознаёт, что никаких концов быть не может. То есть, может быть конец какой-то части, какой-то формы. А разрушение какой-то формы ничего не означает: ни конец жизни, ничего. Я вообще не понимаю, как такое многообразие, такую сложнятину можно было сделать. Вот даже если посмотреть на цветочек – это ж вообще чудо какое-то! И всё это придумать ради того, чтобы крякнуть в один момент?! Прилетел такой большой мух и сказал: «Ну всё, конец!» (смеётся). Зачем тогда всё это было сделано вообще? Ну, это же смешно. Я считаю, чем больше, разумней существо, тем больше в нём любви и мудрости, а не агрессивности и злобы. Поэтому я думаю, что если нечто большое задумало с нами что-то сделать, наверняка оно не будет нас стирать с лица земли. Но что-то будет, какое-то изменение.
- Энергетическое?
- Я не знаю. И раньше были изменения. У нас вот 150 лет назад только крепостное право отменили. А тут какие-то рассуждения о космосе. Да мы только-только из кандалов людей вынули, перестали рабами торговать. Мы как цивилизация ещё в детсадовском возрасте находимся. У нас ещё всё впереди.
- Помимо музыки Вы читаете лекции, пишите книги. В связи с этим, вопрос первый: как Вы всё успеваете? У Вас 48 часов в сутках??
- (смеётся) Вот, не высыпаюсь! В самолёте сплю, в поезде. Поэтому для меня, конечно, самое комфортное состояние это «дайте мне подушку» (смеётся)! Везде пытаюсь найти время завалиться и поспать.
- Мы затронули тему лекций. Расскажите, кто приходит на лекции? Как Вас принимают?
- Приходят люди разные. Есть взрослые, состоявшиеся. Я видел много раз и пожилых людей на лекциях, им тоже интересно. Бизнесмены приходят. Меня просили читать лекции в Центре Развития Малого Бизнеса, в Финансовой Академии, в Институте Управления и Права… То есть людям, которые занимаются бизнесом, какими-то управленческими вещами в жизни, им тоже это интересно. В Школе Милиции читал (смеётся). Так что слушатели совершенно разные. В основном, конечно, это люди, которые пытаются изменить свою жизнь.
- У Вас одна лекция или курс?
- Нет, это одна и та же лекция. Но каждый раз она немного меняется, потому что вопросы разные задают. Это не лекция, которую я по плану читаю как какой-то педагогический экскурс. Это, скорее, ответы на вопросы. То есть мне накидали в шапочку вопросов, записочек фронтовых, и я разворачиваю и отвечаю. И, так или иначе, освещаю одну и туже тему с разных сторон, просто чтобы человеку было понятно, потому что предмет в принципе один, но каждый человек видит его со своей стороны. Есть очень хорошая индийская притча. Трое слепых подошли к слону. Один дотронулся до ноги слона и сказал: «Слон – это большой-большой столб». Другой дотронулся до хобота и сказал: «Слон – это большая змея». Третий дотронулся до уха слона и сказал: «Слон – это большая морщинистая тряпка». Из-за того, что каждый из них видел только часть, у каждого было ложное представление о предмете. Вот люди в жизни точно также. Я пытаюсь сделать так, чтобы они увидели в целом картину.
-Вы в своих лекциях приводите пример человека, который был ёжиком и человека, который был альбатросом. А кем были Вы?
- Я знаю, что в одной из жизней я был гепардом. Это по-русски, по-английски это – cheetah, а на суахили – [дума]. Когда-то я был вот этой кошечкой. Бегал очень быстро. Я поэтому всегда его рисовал в детстве. Меня очень интересовало именно это животное. Я всегда занимал первые места на спринтерских дистанциях. Но мне нужно было это качество развивать дальше. Мне всегда хотелось научиться бегать на длинные дистанции. Я в детстве никогда этого не мог сделать. Я всегда выигрывал на беге на короткие дистанции, но никогда не мог пробежать длинную – начинал задыхаться. Внутренняя природа другая. И мне приходилось над этим работать – бегал каждое утро по 5 км.
Но на самом деле это знание много не прибавляет. Просто это делает более ясной твою жизнь. Ты понимаешь, что делать, что кушать, как себя лечить и что тебе можно, а чего нельзя.
-Давайте вернёмся к вопросу, который мы осуждали вначале. Вы сказали, что рок может развлекать людей, так сказать «свадьба-похороны, свадьба-похороны». Разве можно такую музыку назвать роком?
-Ну, почему нет?
-То есть рок – это лишь направление музыки? Или ещё состояние души?
- Ну, можно и так и так подходить. Во всём мире рок – это определённый стиль музыки. Мне всегда казалось, что Россия очень отдельно стоит от всего мира. В наше стране рок – это голос совести. Раньше, по крайней мере, был. Сейчас же положение стало изменяться. Все смотрят на запад – обезьянничают. А у нас был рок - голос совести, глас народа. Поэтому у нас это не стиль музыки, а стиль жизни.
- Как Вы думаете, человек талантлив априори? Или это лишь дар избранных?
- Каждый человек талантлив, но в чём-то своём. Это и есть дхарма – предназначение. У каждого человека есть талант к чему-то своему, но просто не всегда он может определить что это. Каждый пришёл в этот мир что-то сделать и каждый что-то умеет делать лучше других. Надо просто определить, что это. И талант надо развивать, талант – это ещё не всё.
И судьба очень многих артистов это показывает. Человек может быть очень талантлив, но он может напрочь завалить свою карьеру, и талант ему не поможет, просто потому что очень многие вещи он чисто профессионально не соблюдает: не развивает свой талант, не учится, думает выехать только на нём, а это, как правило, не получается, хотя есть и исключения. Но изначально надеяться, что ты гений, один из миллиарда, и поэтому не надо идти учиться – это значит проявить изначально неуважение к своему делу, которым ты собираешься заниматься всю жизнь.
- И к слушателям тоже…
- Конечно, и к слушателям. Это то же самое, что сказать: «Я хочу быть врачом, но учиться не хочу. Как-нибудь сам скальпелем поковыряю». А ведь музыкант – такая же профессия, как любая. Даже если человек талантлив, он должен идти получать образование, учиться. Это очень важно.
- В заключение расскажите о своих творческих планах?
- Дожить до понедельника (смеётся). На самом деле, каких-то планов нет. Вот сейчас тур «Осень» идёт. Закончится – будем праздновать 15-летие. Думаю, что сольный альбом играть не буду. Выпущу его для «послушать». И будем потихоньку новые песни делать. Мы уже отобрали песни для следующей пластинки. Осталось найти время и сесть над ней работать. Уже так руки чешутся заняться творчеством (смеётся). Книжку хочется новую писать. Но тоже как-то времени нет.
Беседовала: Олеся С. Лось