постфактум: Alai Oli в Космонавте 01.12.2011

1-ое декабря. Клуб «Космонавт». Группа «Alai Oli» презентует долгожданный альбом «Satta Massagana» придирчивым петербургским слушателям. Это действительно особенный день для музыкантов, а особенно для самой Оли Маркес (вокалистки и автора текстов, а часто и музыки). Концерт задерживается. Наконец, на сцене появляются какие-то пестрые люди, но совсем не те, ради кого собрался полный зал.

Оказывается, это томская группа «Sun Дали» – веселые ребята из далекой Сибири. «Вот и доросли «Alai Oli» до разогрева перед собственным выступлением», – думаю я. А «Sun Дали» тем временем бойко и крикливо впаривают народу что-то про карие глаза и зеленые кеды, не забывая то и дело зазывать на свой сольный концерт в «Китайском Лётчике». Публика, разгоряченная ожиданием и предвкушением, принимает новичков «на ура», тем более, что их хвалит сама Оля.

Итак, мы всё же дождались выхода Оли со товарищи. Надо сказать, я их давно не видела – кажется, с прошлой осени. Теперь уже музыканты и на сцене-то держатся совсем по-другому – совсем не те неуклюжие уральские самородки, а настоящие профессиональные артисты. Да, постоянные российские гастроли и туры по Европе сделали свое дело. И, конечно, изменилась Оля: нет больше дредов, цветастых маек и мешковатых штанов. Смотрю на бритое, тощее существо в черном и с микрофоном в руках, но окончательно узнаю, только услышав голос и увидев знакомые движения (никто больше так не танцует!).

Первой же песней стала заглавная композиция нового альбома – «Satta Massagana». Но слушателям она уже была знакома, ведь «Alai Oli» не умеют держать такое в секрете. И правильно делают. Только вот песня в процессе обработок и переработок стала медленнее, спокойнее и сдержаннее. Но все равно по-прежнему «птицы падают замертво внутри меня». Помню, как подруга твердила мне про эту песню: «Послушай! Ты приди домой и послушай! Она такая!», а сама путала слова и напевала почему-то: «Молчи и целуй, заткнись и целуй!» А я шлепала домой по апрельской ночной аллее, оглядывалась и бежала с их же «Алыми Парусами» в наушниках, действительно считая, «сколько шагов от остановки до дома», потому что всё в этой песне точно, живу я на острове, и у меня за окном, и правда, «падает солнце в залив».

За «Satta Massagana» последовали остальные песни с нового альбома (не путать с «новые песни»). Дело в том, что некоторые из них отнюдь не новые, просто не были записаны в должном виде, а существовали только в формате live-записей («Лев умрет за любовь», «Дельфины», «Журавлики», «Питерский Флоу», «Мексика», «Фрида», «Крылья»).

Но было и действительно новое: «Кто я», «Постепенно», «Прячься», «Хочу остаться», «Дышу». У этих песен даже звучание принципиально отлично от того, к чему привыкли поклонники «Alai Oli». Это уже не регги, а что-то потяжелее, кое-где ближе к альтернативе, а где-то ребята даже пытаются дать этакий хард-кор, но, конечно, в своей уникальной манере. И в то же время на этом «более жестком» альбоме оказались самые личные, самые трогательные, самые нежные, самые тонкие, лиричные, самые выстраданные песни. Это настоящая исповедь. Исповедь в музыке и точных словах, верных рифмах и их отсутствии.

Исповедальный характер пластинки поддерживается всем – и аскетичным черно-белым дизайном обложки с фотографией олиного смиренного лица с опущенными ресницами, и книгой-вкладышем, не разъясняющей, но приоткрывающей завесу к каждой из композиций на пластинке. Эти поясняющие истории полностью в духе олиного ЖЖ (который я, надо признаться, почитываю в особенно тяжелые и особенно радостные моменты, ибо давно уже заметила, что ассоциативная образность и рецепция происходящего у нас с ней с удивительной точностью совпадает. Общее поле идей, вероятно. И Урал, конечно. Урал…). Я сомневаюсь, что такие маленькие личные записи-зарисовки много скажут любому поклоннику «Alai Oli» (да и послание это не от всей группы, а лично от Маркес). Однако ночью после концерта я давилась слезами с этой маленькой историей трагедий в руках и с новыми песнями в наушниках на повторе. Но, полагаю, для такого катарсического эффекта нужно, чтобы ваши собственные драмы резонировали с описанными, чтобы накладывались на них, как на решетку. Но не будем больше о грустном. Скажу только, что мне невероятно нравятся отдельные предложения и даже их фрагменты а в олиных текстах. Их можно переслушивать часами. И все равно сказано будет как нельзя красивее и точнее: «И всегда наши вопли отчаяния превращаются в нежные мантры».

Если дома для полноты восприятия есть та самая книжка, о которой шла речь, то на концерте треки сопровождал точно подобранный видеоряд: картины, фотографии и фрагменты видеозаписей Фриды Кало во время песни «Фрида», плачущая Оля крупным планом во время «Не плачь, малыш».

На «Журавликах» в воздух взмыли многочисленные бумажные журавлики, как и мечтала Оля. Она искренне поблагодарила публику за чуткость. А затем даже представила поклонникам своего папу, специально прилетевшего из Екатеринбурга (родного города музыкантов) в этот важный день и находившегося в зале.

Из серьезных лиричных песен сыграли еще «Главное», которая не вошла на диск.

Снять напряжение и пафос ребята решили треками «Воруй-Убивай-регги», «Грибок стопы» (тут зал устроил настоящий танцевальный флеш-моб) и «Зачем ты под черного легла», на удивление популярными среди фэнов. Причем, в первой из перечисленных песен Оля на этот раз посвятила импровизацию политической предвыборной тематике.

А завершился концерт очень гармонично –песней «One Love». «Если ты знаешь, что такое one love…»

Все фотографии можно посмотреть здесь!

Автор: Рина Аникерг

 

Tags:

Твой комментарий:

— required *